Мнения5454

«Газпром» собирает информацию о белорусских негосударственных СМИ. Зачем?

С недавнего времени представители ОАО «Белтрансгаз» начали обращаться в редакции белорусских изданий.

Они предлагают заключить договор на размещение рекламы. При этом, ссылаясь на внутренние требования своего нового владельца, российского «Газпрома», они просят предоставить подробные сведения об учредителях и собственниках СМИ, включая конечных бенефициаров (тех, кто получает дивиденды). Это вызывает удивление: обычно рекламодатели просто дают рекламу — или не дают. А зачем рекламодателю вникать в вопросы собственности внутри издания?

В обращении за подписью начальника управления «Белтрансгаза» А. В. Курзова предлагается заполнить форму, содержащую графы об именах, фамилиях, домашних адресах и контактных телефонах руководителей, акционеров и бенефициаров белорусских СМИ.
Также содержится просьба прислать копию страниц устава с информацией об учредителях или собственниках, и копию приказа о назначении на должность руководителя предприятия.

Таким образом, Белтрансгаз требует гораздо больше обычного предоставления копий свидетельства о регистрации предприятия-учредителя и свидетельства о регистрации СМИ. Почему?

После прошлогодних крупных скандалов в электроэнергетике России, когда выяснилось, что самые лакомые поставки и подряды для госкомпаний осуществляют фирмочки, принадлежащие руководителям этих госкомпаний, их женам, сыновьям и дочкам,

в законодательство России были внесены положения, требующие от всех контрагентов госкомпаний или их дочерних структур (независимо от вида договора и оказываемых услуг) предоставлять сведения об учредителях бенефициарах, и т.д.
И все в России, кто работает с госкомпаниями, а это огромный сектор экономики, сейчас вынуждены эти сведения давать.

Другое дело, что эти сведения могут сыграть и в другую сторону.

Невольно вспоминается то, что в деловой практике за сбором сведений о собственнике того или иного актива часто следует предложение о его приобретении. В случае с белорусскими СМИ и «Белтрансгазом» («Газпромом») вероятность подобного сценария подкрепляется целым рядом дополнительных обстоятельств. Диверсифицированный бизнес российского газового монополиста давно уже не ограничивается лишь энергетическим сектором. Например,

с 1998 года действует холдинг «Газпром-Медиа», которому сегодня принадлежат десятки теле- и радиоканалов, газет, журналов, а также интернет-порталов России и стран бывшего СССР.
Достаточно вспомнить такие популярные СМИ, как НТВ, НТВ-Плюс и радиостанцию «Эхо Москвы».

Существование медийной компании «Газпрома» само по себе объясняет возможные попытки прикупить некоторые СМИ в соседней Беларуси.
Вполне согласуются они и со стратегией Кремля, которому подконтролен «Газпром», распространить влияние на приграничные страны. Причем, как раз последнее обстоятельство возможно и является главным драйвом таких попыток.
С точки зрения экономики, активы белорусских негосударственных СМИ не представляют особого интереса для инвесторов, так как их рентабельность (даже самых успешных и популярных), как правило, не превышает 5—10%.
Многие же, вообще, из года в год балансируют на грани банкротства и выживают исключительно благодаря финансовым вливаниям учредителей или спонсоров. Зато приобретение негосударственных СМИ Беларуси, которым больше всего доверяет электорат страны, осуществило бы давнюю мечту Кремля заполучить еще больший контроль над умами белорусов. Для такой цели не жалко потратить энное количество миллионов USD.

Скорее всего, среди учредителей белорусских частных СМИ найдутся такие, что не смогут удержаться от искушения продать свою «головную боль» богатому купцу, готовому предложить сумму с пятью-шестью нулями. Такое вполне вероятно с учетом купеческих склонностей «Газпрома».

В прошлом году только в «Газпром-Медиа» консолидированная выручка составила 46,876 млрд. RUR, или более 1,5 млрд. USD.

Как рассказал «Нашей Ниве» редактор одной влиятельной негосударственной газеты, к нему недавно приезжали с другой российской медиакомпании с недвусмысленными предложениями.

Конечно, навряд ли станут продаваться идейные издания, для которых переход под контроль «Газпрома» или любого другого российского владельца был бы аналогом предательства. Но

хватает печатных СМИ, теле-, радиоканалов и интернет-порталов, владельцы которых больше думают о копейке, чем об идеалах.

По словам собственников некоторых влиятельных изданий, еще несколько лет назад высокие белорусские чиновники неофициально предупредили их о том, что будут препятствовать возможным сделкам по продаже россиянам медиаактивов. Однако, с тех пор многое переменилось, и сегодня Кремль заполучил , как никогда, сильное влияние на руководство Беларуси. На этом фоне пыл защиты национальных интересов сильно ослаб.

Нетрудно спрогнозировать последствия для отечественного медиарынка.
Большее влияние, меньшая белорусскость... На НТВ случается увидеть репортажи из белорусских городов, где даже не упоминается, что съемки сделаны в Беларуси, а тамошних жителей называют в репортажах не иначе как «русскими людьми». Российская элита не хочет видеть нас суверенной страной и этого даже не скрывает, а за удовлетворение своих имперских амбиций готова платить большие деньги.

Не надо себя обманывать и теперешним девизом «Газпром-Медиа» «управление не контентом, а бизнесом».
Ведь если контент не нравится — всегда можно поменять руководителя СМИ, который обеспечит правильную подачу информации. Ситуация Алексея Венедиктова с «Эха Москвы» и канала НТВ — хороший тому пример.

На одном из июльских совещаний президент Беларуси Александр Лукашенко возмутился тем, что деятельность некоторых иностранных банков в Беларуси подобна деятельности иностранных агентов.
По словам Лукашенко, банки собирают сведения о финансовом состоянии отечественных предприятий, а цели этого неясны.
Кажется, подобное происходит теперь и на важном для страны информационном рынке.

Комментарии54

Помощник гендиректора Мозырского НПЗ скончался на работе. Недавно его обвиняли в распространении экстремизма3

Помощник гендиректора Мозырского НПЗ скончался на работе. Недавно его обвиняли в распространении экстремизма

Все новости →
Все новости

Стрижак рассказал, как его вербовали спецслужбы25

Израиль нанес удары по Йемену «после девяти месяцев непрерывных атак»8

Звезда тиктоку Лиза Ветрова закрывает свой популярный блог о белорусском языке18

Редактор глубокской районки написал о мусоре в городе, а потом понял, что подыгрывает «врагам»14

Киев атаковал таинственный дрон-камикадзе. Что за он?1

«Минские Патрики? Нет, Бикини Ботом». Лучшие твиты недели4

«Они круглосуточно стоят?» На Немиге люди выстроились в огромную очередь — вот зачем ВИДЕО20

Бывший политзаключенный сжег свой белорусский паспорт ВИДЕО22

На Ростовской АЭС произошел взрыв и Россию накрыла волна радиации? Попытались разобраться2

больш чытаных навін
больш лайканых навін

Помощник гендиректора Мозырского НПЗ скончался на работе. Недавно его обвиняли в распространении экстремизма3

Помощник гендиректора Мозырского НПЗ скончался на работе. Недавно его обвиняли в распространении экстремизма

Главное
Все новости →